Стартовала третья волна программы StartUp Kazakhstan
21 мая в Tech Garden состоялось официальное открытие третьего набора международной акселерационной программы StartUp Kazakhstan
Традиционно в начале программы команды, прошедшие отбор, собираются в Алматы, чтобы познакомиться с организаторами, между собой и рассказать о своих проектах. Так же на старте ребята получают консультации по правилам и условиям акселерации, чтобы на финише достичь максимального результата для запуска своего стартапа на рынок.
Прием заявок на третью волну акселерационной программы StartUp Kazakhstan проводился в сентябре-декабре 2018 года. Из десяти стран поступило порядка 500 заявок. На этот раз география проекта охватила Казахстан, Россию, Украину, Беларусь, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Литву, Польшу и Норвегию. Команды представили новые решения в таких отраслях, как электронная коммерция, образование, финансовые технологии, Индустрия 4.0, смарт сити, телекоммуникации. Эксперты отобрали 40 лучших предложений.
«В регионе экономического пояса Шелкового пути очень много национальных программ для стартапов. Но Казахстан - одна из первых стран, которая предложила Международную программу именно по привлечению стартапов в Казахстан. Сюда стартапы едут потому, что Казахстан это стабильная платформа, как политически, так и с точки зрения ведения бизнеса. У нас развиты серьезные отрасли, такие, как горно-металлургический комплекс, нефтегазовый сектор, которые являются драйверами экономики. Но добавленная стоимость сегодня интересует всех, и мы надеемся, что именно стартапы предложат для традиционных отраслей усовершенствования, которые позволят выйти на тот рост, о котором говорил Первый Президент-Елбасы Нурсултан Назарбаев, о котором говорил глава государства Касым-Жомарт Токаев», - говорит генеральный директор АКФ Tech Garden Санжар Кеттебеков.
Программа международной акселерации StartUp Kazakhstan реализуется АКФ Tech Garden под эгидой Министерства Индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и нацелена на создание критической массы высокотехнологичных компаний на рынке малого и среднего бизнеса. Для финансирования и привлечения инвестиций в стартапы создан международный венчурный фонд Tech Garden Ventures.
«Акселерация начинается с диагностики каждого стартапа, после чего составляется индивидуальный план его развития и целевая образовательная программа, которая длится 3 месяца. В отличие от бизнес-акселераторов, у нас есть отдельная составляющая для «прокачки» именно технологической части продукта стартапа. За каждой командой закрепляется коуч, который ставит задачи и ежедневно отслеживает успехи», - говорит Санжар Кеттебеков.
Участники программы получают финансирование - до 31 тысячи долларов США. Все стартапы подписывают инвестиционный договор и открывают ТОО в Республике Казахстан. Деньги перечисляются на счета этих ТОО, и, по условиям договора, полученные инвестиции стартап-компании тратят только на развитие своего продукта в Казахстане.
Это первоначальные инвестиции, которые создают стартапу венчурную историю. И в процессе акселерации, и после нее, Tech Garden проводит встречи с венчурными инвесторами и корпоративным сектором, чтобы привлекать на созревшие стартапы более серьёзные инвестиции.
Первая и вторая волны программы StartUp Kazakhstan прошли в 2018 году. Свои заявки на участие в ней подали более 2 тысяч стартапов из Казахстана, России, Беларуси, Украины, Кыргызстана, Болгарии, Польши, США. В результате тщательного экспертного отбора 69 стартапов (30 из Казахстана и 39 – из стран СНГ) прошли акселерацию. За 2018 год стартапы создали 250 рабочих мест. Все проекты показали результаты, некоторые дали рост 200-300%.
«В результате двух этапов мы уже проакселерировали, профинансировали 69 стартапов. Сегодня это уже довольно серьезные компании, они выросли буквально за несколько месяцев. Они заработали за период программы 2,2 млрд тенге уже. Общее их портфолио мы оцениваем в районе 70 миллионов долларов. Некоторые компании вышли на рубеж, когда они стоят более 10 миллионов долларов. Есть компании, которые с идеями, разработанными здесь, вышли в Сингапур, Малайзию, сейчас выходят на рынки США, на рынки Европы», - отметил Санжар Кеттебеков.
Отдельно стоит отметить 23 стартапа, создавших продукт для промышленного сектора. Это проекты в области Индустрии 4.0, Новых материалов, Аддитивного машиностроения и Умной инфраструктуры, которые уже сотрудничают с такими предприятиями, как «КазМунайГаз», KEGOC, «Тенгизшевройл», «Камаз» и другими индустриальными гигантами. А также стартапы, работающие с финансовым сектором.
В числе наиболее перспективных стартапов, например, - «Коктем 2». Это первый казахстанский программный комплекс, который выводит процессы экологического проектирования и мониторинга на новый уровень. Создан современный, продуманный интерфейс по принципу единого окна, который значительно сокращает время работы и автоматизирует процесс проектирования и мониторинга. Это легкий переход от проактивного сбора данных и ручного заполнения форм до автоматического формирования полностью готовых к сдаче отчетов и проектов. Сегодня эта стартап-компания работает с «Казахстанской ассоциацией природопользователей» (КАПУР), РГП «Госэкспертиза», ТОО «Intellisense-Lab», АО «Transtelecom», ТОО «Казахстанский центр экологического проектирования». У стартапа уже есть крупные клиенты и партнеры, такие, как ERG и AA Engineering Group. Ведутся переговоры с еще рядом природопользователей.
Завоевывает казахстанский рынок и еще одна высокотехнологичная разработка. Стартап Verigram создал сервис, который использует технологии компьютерного зрения для анализа изображений. Verigram может находить и сравнивать лица, распознавать текст и выдавать результаты в режиме реального времени. Искусственный интеллект и нейронные сети создают обучаемые модели, которые постоянно совершенствуются и расширяют свои возможности в области распознавания лиц и текста. Это дает бизнесу возможность идентифицировать клиентов через мобильные приложения и персональные компьютеры в режиме онлайн. Сервис легко интегрируется в готовые приложения. Удобство и, главное – точность фиксации данных уже оценили такие компании, как Beeline, Insurance Agents Alliance, Salem Insurance, Nomad Insurance, «Da24» LLP, Cisco Kazakhstan, Mykhat. Сейчас команда в пилотном режиме тестирует свои решения для такого финансового гиганта, как Сбербанк.
Стоит отметить и успешный маркетплейс AIDA Service, который соединил напрямую отечественных производителей строительных материалов и застройщиков, а также физические лица, которые занимаются строительством или ремонтом собственного жилья. Это уменьшило операционные расходы на посредников. Средняя экономия при покупке строительных материалов составила 15%. Следовательно, снижается и стоимость готовых квадратных метров. Весь документооборот автоматически формируется внутри системы, которая создана по принципу прозрачности, что нейтрализует коррупцию. Удобство и выгоду маркет-плейса уже оценил ряд крупных строительных корпораций и тысячи частных клиентов, покупающих стройматериалы онлайн без переплаты и траты времени на поездки по строительным рынкам.